• горы

Кто же в школе поведёт детей в туристский поход?

         Условия проведения туристских походов с детьми в школе. Неблагоприятные факторы, мешающие этой работе. Подготовка учителя к организации туристской работы с детьми.

Если всерьёз задаться целью наладить в школе систему туристско-краеведческой работы, начинать надо… с учителей. Для успеха дела необходимо многое, но главное — кадры. Требуется учитель, знакомый с рюкзаком, готовый к походу, способный правильно организовать и грамотно провести туристский поход с детьми.
Практика показывает, что самым серьёзным тормозом развития школьного туризма в школе является сам учитель. В наше время учитель-турист в школе – чрезвычайная редкость. Неподготовленность, туристская неграмотность учителя, его неумение организовать и провести поход – вот одна из главнейших причин неразвитости этой формы работы в школе. Учитель боится походов, но не потому, что он профессионально труслив. Он их боится обоснованно – не за своё дело не берись.
Туристская безграмотность учителя, его боязнь уронить свой авторитет в глазах ребят – тормоз очень серьёзный. С неопытным, неграмотным учителем поход будет неинтересным, бессодержательным, переполненным чрезмерными запретами и ограничениями. Школьники быстро раскусят некомпетентность учителя, и им станет неинтересно ходить с ним в походы.
В вузах учителей к проведению туристской работы не готовят. Там их учат методике преподавания предмета и очень мало, к сожалению, учат другим нужным практическим умениям. Поэтому классные руководители, в подавляющем своём большинстве, не готовы к разнообразной внеклассной воспитательной работе с детьми и не хотят заниматься незнакомым делом, особенно таким своеобразным направлением, как туризм.
Мы выделяем пять негативных факторов: туристская неграмотность учителя; отягощенность семейными заботами; физическая неспособность к походам; материальные затруднения; неприятие туризма как педагогического явления.
Учителя мало только научить разнообразным туристским премудростям, его ещё надо воспитать, привить вкус к педагогике туризма — этому ни на что не похожему, весьма оригинальному направлению воспитательной работы. Можно сказать, что самое главное — суметь организовать ощущение полезности походов, совместной с детьми радости путешествий. Дело же не в том, чтобы научить человека технологии, которой он все равно не станет пользоваться. Главное — убедить, а уж убежденный человек будет учиться с охотой.
Каковы конкретные задачи этой работы? Чего именно надо добиться, чтобы учителя «заходили»? В конечном итоге надо добиться выполнения трёх следующих условий:
— осознания учителем полезности туризма (походов) для выполнения своих профессиональных задач;
— уверенности учителя в своей безусловной способности ходить с детьми в походы;
— чувство комфортности учителя в походах, основанное на полной и гарантированной его обеспеченности всем необходимым для такой деятельности.
Первое — это пропаганда туризма. Точнее, не самого туризма, а его педагогического значения, его особенностей и преимуществ в воспитании школьников, прежде всего мальчишек. Здесь мало простого, топорного декларирования тезисов, нужна тонкая работа и постоянный, объективный контроль результатов с коррекцией последующих действий. А результат выражается в появлении у классных руководителей желания использовать туризм в работе, желания обучаться ему. Именно здесь, в решении задачи перестройки отношения учителей к детскому туризму, находится самый горячий участок идейной борьбы с откровенными и закамуфлированными противниками туристских походов.
Второе –подготовленность учителя, рост его опыта в туризме. Каждый учитель что-то знает из области туризма и краеведения, но если знания всех учителей сложить, взять вкупе, то они, получается, ничего не знают. Особенно слабы их знания правил организации и проведения походов, методики туристской работы с детьми.
Чего боится незнающий и не имеющий опыта учитель? Он боится очень многих вещей: леса, в котором так легко заблудиться; тяжелого рюкзака; трудных километров, которые надо пройти пешком или на лыжах; своего незнания и неспособности научить ребят тысяче туристских мелочей, неуправляемости ребят в этих необычных условиях лесной педагогики, где не потребуешь у ребенка дневник, не скажешь – «Выйди из класса!»; наконец, просто комаров, змей, клещей, грозы, холода, сырости. И еще персональной ответственности за всё. Все эти страхи учителя вполне обоснованны, и в связи с этим необходимо снять учительскую «лесобоязнь», страх перед походом, перед всем непривычным, необычным, что связано с походом и сопутствующей ему педагогической работой. Никакими словесами этот страх не убрать. Убедить, что поход — это совсем не страшно, можно только участием в походе. Учитель – человек, и ему тоже свойственна эта слабость – верить, прежде всего, своим глазам. По-настоящему убедителен, бывает только собственный опыт. Поэтому основой туристской подготовки всегда является туристский поход.
Очень важно — это забота школы об учителе-туристе. Ни о каком системном развитии туризма в школе не стоит и говорить, если нет заботы об учителе, если он не обеспечен необходимым для походов, если ему приходится тратить свои собственные деньги на проезд, хозяйственные нужды и снаряжение, а также своё личное время на совершенно не свойственные педагогу хождения по бюрократическим инстанциям.
Если учитель сам лично не увлекается туризмом, то для него серьезную проблему представляет приобретение специального костюма, рюкзака и обуви для походов по служебной надобности, а для двухдневного похода еще и спального мешка. Все это, понятно, никак не вписывается в семейный бюджет.
Но забота нужна не только о материальной стороне дела. Плохо, когда руководители и коллеги равнодушно взирают на туристские старания учителя. Да не то слово – «взирают», они, бывает, даже и не смотрят в его сторону и, занятые своими заботами, поворачиваются к нему затылками. И в такой ситуации учитель-энтузиаст приходит к мысли: «А что это я так расстарался?! Это же никого не волнует…».
Успех дела зависит, прежде всего, от внимания к детскому туризму администрации школы и коллег. Ведь для школы основным направлением деятельности должно являться развитие массовой туристско-краеведческой деятельности, дающей наибольший педагогический эффект. Это направление требует, чтобы все классные руководители, воспитатели имели хотя бы самую минимальную подготовку и опыт по туризму — личный опыт походов.
В процессе туристской подготовки кадров, ликвидации туристской безграмотности надо, конечно, искать и перспективных учителей — тех, которые в будущем смогут возглавить кружковую работу, проводить более сложные походы. Таким нужна более обширная программа подготовки. Надо помнить, что подготовленность имеет степени, но не имеет предела. И тогда даже самый сложный поход будет доставлять громадное удовольствие.
В советское время в туризме действовала система подготовки кадров, которая, к сожалению, практически прекратила свое действие, но элементы этой системы кое-где сохранились. Подготовка всех этих кадров разделена на три ступени (этапа) — начальная туристская подготовка, средняя и высшая (НТП, СТП, ВТП) и для каждой категории по каждой ступени разработаны учебные планы и программы.
Учитывая, что учителя – предметники самая большая группа, без которой нельзя решить вопросы развития массовой туристско-краеведческой работы среди учащихся, необходимо внедрять формы и методы туристско-краеведческой деятельности в систему повышения их квалификации. Важную роль играют методические объединения учителей-предметников, через которые возможно решать вопросы знакомства с опытом туристско-краеведческой работы среди учащихся. При этом акцентируется внимание на использовании форм и методов, позволяющих решать вопросы воспитательной деятельности, т.к. практически любой учитель-предметник является и классным руководителем.
Большое значение имеет такая форма повышения квалификации учителей, как туристский слет учителей. Главными задачами туристского слета учителей являются пропаганда туристско-краеведческой деятельности, обмен опытом работы, обучение туристско-краеведческим навыкам. Программа слета должна способствовать решению этих задач, а не сводиться к определению сильнейших команд и участников. Программа слета учителей, как правило, должна соответствовать программе детского туристского слета, т.к. это позволяет подготовить из учителя руководителя команды учащихся, знакомого «изнутри» с предъявляемыми в ходе соревнований к детям требованиями.
Значительное место в повышении квалификации учителей, ведущих туристско-краеведческую работу в общеобразовательных учреждениях, имеют семинары и курсы по различным направлениям деятельности. Это могут быть как краткосрочные, так и долговременные учебные мероприятия: руководителей школьных музеев, организаторов массовых туристских лагерей, руководителей походов с учащимися, организаторов школьных туристских слетов и соревнований и т.п.
Важной составляющей подобных семинаров и курсов должна быть практическая деятельность, знакомство с опытом работы лучших учителей и детских коллективов.
В меньшей мере осуществляется в настоящее время подготовка педагогических кадров по спортивно-оздоровительному туризму.
Подготовка такого рода специалистов осуществляется только эпизодически в ряде территорий, где существуют туристские клубы. Слабым местом в этой системе для учителя является то, что педагогическим вопросам в программах уделяется недостаточно времени, основной упор делается на техническую туристскую подготовку.
Решению вопросов подготовки и повышения квалификации кадров должна стать планомерная работа по организации курсовой системы повышения квалификации в сфере детского туризма.
Работа по разработке данной системы велась в течение нескольких лет рядом специалистов с участием Рабочих групп Координационного совета по развитию детского туризма при Правительстве Российской Федерации, Комиссии детского и молодежного туризма Общественного совета Ростуризма, Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения, Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения, с привлечением сотрудников центров и станций юных туристов, педагогов-туристов. По итогам этой работы Министерством образования и науки Российской Федерации письмом № 09-3461 от 3.12.2015 годы были утверждены «Методические рекомендации по повышению квалификации специалистов в области детского туризма».
В соответствии с рекомендациями система обучения и повышения квалификации в сфере детско-юношеского туризма состоит из следующих курсовых программ:
Краткосрочное обучение: учебные модули по различным направлениям туристско-краеведческой деятельности от 12 часов. Программы учебных модулей разрабатываются образовательными организациями исходя из целесообразности, наличия кадровых и материальных возможностей. Например: «Подготовка классного руководителя к организации сдачи туристских нормативов комплекса ГТО» и т.п.
Курсовая программа подготовки «Организатор детско-юношеского туризма» -начальный уровень туристской подготовки в объеме 72 часа, рассчитанная, в первую очередь, на учителя общеобразовательной организации.
Подобная организация курсовой системы позволяет учителям и другим работникам образования повышать свою квалификацию на протяжении года или ряда лет в одном или нескольких учреждениях по конкретному направлению. Данный курс является начальным в области знаний по туристско-краеведческой деятельности и закладывает основу для изучения других специальных дисциплин в сфере детско-юношеского туризма и краеведения.
Долгосрочное обучение: Основой подготовки педагога к туристско-краеведческой деятельности с учащимися является курс «Инструктор детско-юношеского туризма».
Программа «Инструктор детско-юношеского туризма» введен еще приказом Министерства образования Российской Федерации № 769 от 23.03.98 г. и рассчитан на 216 часов. Его достоинством является сочетание теоретической и практической подготовки, а также возможность очного и заочного обучения. Курс опирается на многолетний опыт советской туристской педагогики, который позволил в 1970-80 гг. сделать туристско-краеведческую деятельность в школе массовым явлением. Окончание курса засчитывается как одна из форм повышения квалификации учителей. Важно, что повышение квалификации и подготовка кадров по программе «Инструктор детско-юношеского туризма» возложено на центры и станции юных туристов совместно с учреждениями повышения квалификации, что позволяет грамотно повышать квалификацию и готовить специалистов как с точки зрения туризма и краеведения, так и с педагогической.
Курсовая программа подготовки «Инструктор детско-юношеского туризма» в объеме 216 часов со слушателями, прошедшими обучение по программе «Организатор детско-юношеского туризма», совершившим после этого категорийный поход и получившим дополнительную подготовку.
Категории «Организатор детско-юношеского туризма», «Инструктор детско-юношеского туризма» относятся к туристским кадрам системы образования, а также являются общественными кадрами в спортивно-оздоровительном туризме.
Обучение по программам «Организатор детско-юношеского туризма», «Инструктор детско-юношеского туризма» могут проходить лица, достигшие 18-летний возраст. Обучение и повышение квалификации по программам «Организатор детско-юношеского туризма», «Инструктор детско-юношеского туризма» может учитываться при прохождении педагогическими работниками очередной аттестации.
Подготовку и повышение квалификации кадров детско-юношеского туризма осуществляют центры и станции детско-юношеского туризма, или другие образовательные организации, в том числе высшие учебные заведения, имеющие аккредитацию по направлениям подготовки высшего образования «Физическая культура», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», «Спорт», «Туризм», «Педагогическое образование» и реализующие в рамках указанных направлений профили туристско-краеведческой направленности.
Курсы повышения квалификации могут проводиться по очной, очно-заочной, частично дистанционной формам обучения. Учебная работа проводится в форме лекций, практических занятий в помещении, на местности и в учебно-тренировочных походах в объеме часов, предусмотренных учебными планами программы.
Руководствуясь примерной программой и объемом часов, предусмотренных учебным планом, образовательные организации самостоятельно разрабатывают рабочие программы дисциплин с учетом специфики обучения, при этом возможно увеличение объема часов.
Туристская подготовка педагога — это, фактически, специализированная профессиональная подготовка, которая может решить проблему развития туристско-краеведческой деятельности в школе.

Константинов Юрий Сергеевич доктор педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации, заслуженный путешественник России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *