• горы

Школьный туризм

Туризм и краеведение в современном их понимании — это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, формирование ценных духовных качеств личности. Теория физического воспитания рассматривает туризм как… одно из средств воспитывающего воздействия на подрастающее поколение наряду с физической культурой и спортом. Обычно небольшая часть детей в школе, независимо от подхода к туризму администрации и учителей, проявляет особый, повышенный интерес к туризму, и этот интерес школа не может оставить без внимания.
Не надо бояться школьного туризма. Пешком, на лыжах, на байдарках или на велосипедах готовьтесь отправиться с классом в путь. Поживите с ребятами интересной, самобытной, автономной, наполненной романтикой странствий общей жизнью. Станьте вместе со своими учениками-воспитанниками хоть ненадолго дружной походной семьей.
Туристский поход — радикальное средство очеловечить педагогику, совершить крутой поворот в традиционной работе с классом, перейти с наезженной колеи авторитарной педагогики к сотрудничеству.
Школьный туризм: его сущность и особенности.
Под школьным туризмом понимаются временные выезды школьников в группе, с родителями или ближайшими родственниками, индивидуально в группах взрослых туристов или их временное проживание в семьях иностранцев. Выезды организуются с места постоянного проживания в оздоровительных, познавательных, спортивных или иных целях.
Школьный туризм соответствует определению Манильской декларации по мировому туризму, принятой Всемирным совещанием руководителей сферы туризма: «Туризм — один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта».
Школьный туризм относится к социальному туризму.
Сами школьники, наделённые естественной жаждой знаний, повышенной, по отношению к взрослым, двигательной активностью, стремлением увеличить объём знаний и расширить свой кругозор не только через обучение за школьной партой, всегда проявляют интерес к самым разнообразным путешествиям. Зачастую их интересы совпадают с интересами родителей, и тогда возникает семейный туризм — наилучший активный отдых.
Поскольку туризм предоставляет возможность организовывать досуг школьников совмещая отдых с оздоровлением и познанием, то общество должно быть заинтересовано в школьном туризме. Находясь вдали от дома и родительской опеки, школьник ощущает и понимает значение коллектива, учится принимать решения и нести за них ответственность, чувствует влияние положительных нравственных качеств окружающих людей, оценивает этих людей и сравнивает себя с ними. Это значит, что туризм является надёжной и эффективной формой воспитательного процесса.
Образовательная функция туризма школьников заключается в том, что во время путешествий закрепляются школьные знания по географии, истории, обществоведению, социологии, политологии, приобретаются новые знания. Школьник во время путешествий знакомится с культурой и обычаями разных народов, изучает родной край, пополняет знания в области краеведения.
Наиболее важной функцией туризма, по мнению многих учёных, является оздоровительная функция. Смена привычной обстановки, влияние естественно — средовых факторов на организм подростка, повышенная двигательная активность, развитие возможностей адаптации в сложных условиях смены климата, применение активных способов передвижения, самых разнообразных двигательных действий, соблюдение правил личной гигиены в условиях самоконтроля способствуют укреплению здоровья ребёнка, повышению функциональных возможностей его организма.
В целом, школьник решает во время туристских поездок задачи физического воспитания, соблюдая баланс повышения уровня развития двигательных качеств, умений, навыков, умственного, эстетического и нравственного развития.
В связи с этим, можно утверждать, что возможности влияния туризма на школьников весьма велики. В то же время современный школьник очень нуждается в таком влиянии. Официальная статистика отмечает, что ученики средних общеобразовательных школ, особенно ученики старших классов, подвержены многочисленным хроническим заболеваниям. В отдельных школах число нездоровых детей доходит до 90%. Объяснений этому факту можно привести множество: низкий уровень доходов населения, неустроенный семейный быт, родительский алкоголизм и наркомания, чрезмерное увлечение компьютерной работой, просмотром телепередач, малоподвижный образ жизни, перегруженность школьников занятиями, низкая культура проведения свободного времени, отсутствие регулярных занятий физической культурой и многое другое. В такой ситуации любые нравственно положительные средства хороши для оздоровления и развития детей. В связи с этим, представляется несомненно актуальным заполнить досуг детей поездками и путешествиями под присмотром взрослых специалистов с соответствующей культурной и оздоровительной программой.
В современных условиях в нашей стране есть, к сожалению, весьма существенное препятствие для реализации масштабного школьного туризма. Это препятствие представляет собой низкий уровень жизни нашего населения и невозможность выделения средств для путешествий школьников. Однако это препятствие не является непреодолимым. Известны многочисленные примеры вложения в школьный туризм спонсорских средств и государственных дотаций, сбор средств нескольких родственных семей для обеспечения поездки одного школьника, и др. Кроме того, и сами родители стремятся показать мир своему ребёнку, и лучше — не один раз. Все эти особенности возлагают дополнительные трудности на плечи организаторов школьного туризма — они должны весьма точно знать запросы этого сегмента рынка и предлагать только то, что особенно интересно школьникам и, как следствие, будет ими востребовано. Поскольку школьник ещё не вышел из-под родительской опеки, мнение его родителей и ближайших родственников относительно его возможного путешествия становится решающим. Это значит, организаторы поездок должны изучить и эти интересы, которые, совокупно с детскими, должны дать представление об оптимальной организации туризма школьников. В таких обстоятельствах особенно важно изучить особенности школьного туризма и дать конкретные рекомендации по организации детских путешествий.
Туризм или краеведение
Понятие «школьный туризм» идентично выражению «туристско-краеведческая деятельность в школе», получившему распространение с 80-х гг. прошлого века. Туризм по своей природе всегда содержит элементы познания края. Невозможно путешествовать, ничего не узнавая. Но в спортивном туристском походе приоритетным является прохождение намеченного маршрута. Простые поверхностные наблюдения всегда делаются в походах, но полное право на жизнь имеет в школе и серьезное глубокое краеведение. И нет необходимости такому научному краеведению навязывать спортивные нормы туризма — маршрут, километраж, преодоление естественных препятствий. Серьезную научную работу учащихся трудно соединить со спортивными целями.
Содержанием туристского краеведения являются изучение природы и истории края. Этим проблемам чаще всего посвящается общешкольная экспедиционная деятельность, а также работа класса, кружка. Опыт краеведческой деятельности свидетельствует о следующем: словесное, книжное краеведение педагогически неэффективно. Готовое знание — тормоз мышления, поэтому необходимо идти путем деятельностного изучения окружающей действительности, ее предметов и явлений.
Педагоги часто задают вопрос: «Можно ли вести краеведческую и туристскую работу порознь»? Ответ однозначен: для педагогики лучше, если это будет туристско-краеведческая работа. Научная, исследовательская деятельность учащихся и занятия физической культурой, спортом вообще вполне сочетаемы и хорошо дополняют друг друга при условии, если они разнесены по времени.
Большую роль в развитии ТКД имеет интерес учителя и его физические возможности. Как показывает практика, краеведческой деятельностью в школе чаще всего занимаются женщины, которые по тем или иным причинам (возраст, здоровье, семейное положение) не могут ходить в походы, но в краеведении видят эффективное средство педагогического воздействия на учеников. Поэтому краеведение может быть самостоятельным занятием, может существовать как отдельный вид внеклассной учебно-воспитательной работы.
Необходимо стремиться к использованию в школе всего многообразия форм ТКД, т.к. только при этом можно максимально полно удовлетворить и разнообразные интересы детей.
Туристские походы во всем их собственном разнообразии составляют главное содержание школьного туризма, т.к. только в этой форме наиболее полно реализуется то, что может извлечь педагогика из детского туризма.
Форма, цели и задачи туризма в школе
В школе должно быть два разных туризма:
— обязательный для всех классов («классный туризм») — минимальный по объему;
— для любителей путешествовать в виде занятий по интересам в кружках («кружковой туризм»).
Оба эти туризма в школе сильно различаются между собой по многим параметрам: объему перемещений, регулярности, сложности, формам мероприятий и по контингенту детей.
Педагогический потенциал школьного туризма, если иметь в виду весь комплекс его форм и видов, и, прежде всего, походы, очень велик. Но коэффициент полезного педагогического действия туризма зависит от подхода к нему организаторов, от их умения и опыта, персональной концепции и профессиональной подготовки.
Туристские походы по форме их организации, целям и задачам подразделяются на спортивные, тренировочные и на туристские экспедиции.
Спортивные походы имеют цель прохождения маршрута определённой категории сложности, выполнения установленных спортивных нормативов.
Туристские экспедиции организуются с целью освоения новых районов, испытание новых видов снаряжения, разработки новых технических приёмов. В экспедициях могут проводиться медика биологические, физиологические, геологические и другие исследования.
В школе наиболее приемлемыми являются учебно-тренировочные походы, которые могут иметь разные цели:
— оздоровительные
— учебные
— спортивные
— познавательные и другие цели.
Чётко сформулировать одну цель похода трудно, но непременно она должна быть сформулирована и доведена до сведения каждого участника похода.
Кроме прикладных целей туристского похода можно выделить и другие группы целей.
Содержательные цели туризма:
— физическая активность — туризм прекрасно подходит для привлечения детей и подростков к занятиям спортивного туризма, чтобы дать им возможность самим понять преимущества регулярных занятий.
— поддержка хорошего состояния здоровья — одна из основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься спортивным туризмом для сохранения здоровья. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни. Спортивный туризм создаёт для этого уникальные возможности:
— социальная активность — создание команды и социальная активность в ходе выполнение программы спортивного похода. Это программа, в которой каждый член команды имеет большую ценность. Пропаганда спортивного туризма как командного вида спорта стимулирует детей для совместной работы и для понимания важности сотрудничества. Спортивный туризм усиливает воспитательные возможности школы:
— характер приключения — ожидание результата туристского похода, повышая интерес к нему, стимулирует подростка к всемирной подготовки к походу. Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата, и делают его интересным.
Влияние туризма на организм школьника
Регулярные занятия туризмом оказывают положительное влияние на физическое развитие школьников, их физическую подготовленность, на функциональное состояние многих физических систем. Оказывают заметное влияние на улучшение физической подготовленности школьников. Естественное влияние двигательных качеств на физическое развитие является физиологический, обусловленный и наиболее важным фактором оптимального протекания физиологических функций организма.
Борилкевич В. Е. Физическая работоспособность в экстремальных условиях мышечной деятельности — Спб.: ЛГУ, 1992.
Изучением влияния туризма на детский организм занимались многие. Установлено улучшение функционального состояния, проявляющее в увеличении объема крови, увеличении мощности вдоха и выдоха, улучшение силовых показателей, выносливости школьников под влиянием даже одноразовых многодневных походов. Одноразовые многодневные пешие, велосипедные, лыжные походы помимо положительного влияния на организм показали, что различные виды туризма по — разному влияют на отдельные системы. Так, на увеличении силы мышц верхнего плечевого пояса эффективнее влияют лыжные походы, мышцы спины — пешие. Мощность выдоха эффективнее улучшается в пеших походах, подвижность нервных процессов — в лыжных. Многолетние (4 — 5 лет) регулярные занятия туризмом оказывают положительное влияние на физическое развитие школьников, их физическую подготовленность, на функциональное состояние многих физиологических систем. Так, если кистевая сила девочек, не занимающихся спортом, в том числе, туризмом, к 16 годам, увеличиваются по сравнению с их показателями 12 — летнего возраста на 46,7%, то у регулярно занимающихся спортом — на 101,7%. У мальчиков увеличение кистевой силы составляет соответственно 881,2%; 99,9% и 126,5%.
Куликов В.П., Киселев В.И. «Потребность в двигательной активности» Новосибирск «Наука» 1998.
Вот почему у занимающихся туризмом имело место, более выраженное улучшение многих физиологических показателей, и в первую очередь показателей кардиореспираторной системы. Так, у занимающихся туризмом имело более выраженное урежение пульса по сравнению со школьниками, которые не занимались ни туризмом, ни спортом, хотя и менее выраженное по сравнении со спортсменами. Глубина дыхания 16-летних девочек увеличилась по сравнению с их показателями в 12-летнем возрасте на 93,6%. У мальчиков глубина дыхания увеличилась соответственно на 57,4; и 98,0%.
Куликов В.П., Киселев В.И. «Потребность в двигательной активности» Новосибирск «Наука» 1998.
Все более повышается оздоровительная роль современного туризма как эффективного вида активного отдыха, восстановления организма занимающихся от отрицательного воздействия промышленного труда и производства, учебной и другой деятельности, и другой деятельности, и в профилактике влияния неблагоприятных факторов и условий современной жизни. В походах и путешествиях развиваются многие ценные физические качества человека — выносливость, сила, быстрота, ловкость, увеличивается работоспособность и др. Систематические занятия туризмом приводят к положительным сдвигам как субъективных, так и объективных показателей: сердечных сокращений (с 67 до 63 уд/мин), снижение уровня артериального давления (с 126±до 115±0,2мм рт.ст.), более быстрое восстановление частоты сердечных сокращений после окончания работы.

(http://svastour.ru/articles/puteshestviya/vidy-turov/shkolnyy-turizm.html)

——————————
6+1
Семь дней праздников наступившего 2011 года прошли в диванно-гостевом режиме. И всё так же буднично и завершилось бы, если бы я не решилась сделать неадекватную, по мнению многих, вещь – пойти на день в зимний лес. Идея этого мероприятия принадлежала руководителю Клуба Активного туризма Перевезенцеву Валерию Викторовичу (ВВ), человеку, которому море по колено, когда речь идет об активном отдыхе.
Температура несколько дней стояла за 20, и мне самой казалось, что я делаю несусветную глупость, после которой меня свалит больное горло или еще что-то похуже.
И вот наступило 8 января 2011 года. Я запомню этот день, потому что всё, что бывает в жизни первый раз, врезается в память надолго. А в зимний лес на целый день я отправлялась первый раз в жизни.
За окном – минус 28. Натянув несколько слоев одежды сверху и снизу, я кое-как застегнула пуховик и стала сама себе напоминать круглую капусту. «Ну и ладно, лишь бы не замерзнуть, не на свидание иду!» — оптимистично подумала я и вышла из дома за руку с дочкой, которую нужно было забросить « в командировку» к бабушке и дедушке.
За 10 минут, пока мы добирались, я почувствовала, что холод прокрадывается через всю мою защиту. «Прорвемся», — в очередной раз включила я оптимизм. Но стало как-то волнительно за свою судьбу!
Я пришла, нет, как сайгак, домчалась от остановки до ТРЦ «Фаворит», потому что ноги совсем уже заледенели за час в автобусе (валенки в городе надевать не хотелось). И каково же было мое удивление, когда я никого у фонтана не увидела!
«Такой идиоткой могу быть только я, потому что нормальные люди никуда в мороз не собираются!» — внутри бушевало негодование на ВВ, который не предупредил об отмене мероприятия. Покружив по центру, чтобы согреться, я вернулась через пять минут к месту встречи – и душа моя возликовала.
Возле фонтана стояли два добрых молодца с рюкзаками за плечами. Один был ВВ, а с другим мы познакомились — Андрей. Потом подошел Владимир, и из разговора этих трех я поняла, что должны быть еще трое, и все мужского пола. «А где же женщины? Я что, одна в этой симпатичной компании?» — вопросы в голове крутились, но задать их я не решилась. Впрочем, и не надо было задавать, потому что и так выяснилось через некоторое время, что наша команда представляет из себя шестерых мужчин и одну женщину.
Я точно знаю, что ни одна из моих подруг и знакомых не оказывалась в таком сопровождении в зимнем лесу (а может, и в городе). «Как всегда, у меня всегда всё неординарно! – смеялась я внутренне над ситуацией, в которую попала. – Ну что ж, будем налаживать контакты! Всё в жизни бывает в первый раз!»
Группа разделилась на три части: трое друзей – парней поехали на место (за Ожогино), Андрей и ВВ пошли пешком, а мы с Владимиром остались закупать провизию. Это оказалось самым хорошим для меня вариантом, потому что за это время ноги пришли в живое состояние. К тому же, передвигаясь с тележкой по продуктовым рядам, мы выяснили, что уже встречались полтора года назад на празднике Ивана Купалы. Мой спутник оказался очень общительным и веселым человеком, и до леса с ним на машине было ехать очень комфортно, тепло и весело.
Прибыв в сказочный зимний лес, мы присоединились к компании, разгребавшей снег. Здесь уже не раз останавливались туристы, и место было подготовленным, только, естественно, заваленное снегом. Это очень хороший способ согреться – дощечкой, напоминавшей полочку из шкафа, грести снег! Можете проверить, если сомневаетесь.
Попутно познакомились с остальным тремя – Саша, Максим и Паша. Последний через некоторое время, с фотоаппаратом в руках, скрылся из виду на фотоохоту. А Саша поражал нас современными приспособлениями для походов, одно из которых он использовал для разжигания костра, а другое – для нагрева воды для чая.
Через час после нас пришли два героя дня – ВВ и Андрей. Представляю, как на них смотрели проезжающие в своих машинах не такие активные мужчины! Как на….
И вот, когда вся компания оказалась в сборе, началось приготовление ухи. Кто-то посмеётся – уха в лесу! «Уха на природе с купленной рыбой, в чем прикол?», — подумают стандартно мыслящие люди. А кто сказал, что нужно делать всё так, как кем-то заведено: есть уху только у озера или реки из пойманной рыбы? В этом и оригинальность момента – есть уху вокруг сосен и сугробов.
Главным поваром был Владимир, остальные – активными помощниками. Я была менее всех занята, но внесла свой вклад, почистив две картофелины. Это незабываемое впечатление – чистить на морозе картофель: руки отмерзают на лету!
За приготовлением мы беседовали. Про всё на свете: про походы и национальную обстановку в стране, про школу и байдарки. И многое другое. А с разных сторон прыгали «папарацци» — Андрей и Паша. Наверное, ни одна рыбья голова в котелке не привлекала к себе такого пристального внимания со стороны фотографов!
Когда уха была готова, все испытали чувства блаженство, принявшись за обед, сопровождаемый несколькими большими глотками горячего чая (очень согревает, кстати). Вскоре все разомлели от ухи и тепла костра. И такое было блаженное состояние! Все мои спутники оказались очень интересными и общительными людьми, поэтому атмосфера была замечательная.
Стало темнеть, и пламя костра становилось ярче. И казалось, что мы как будто в сказке «12 месяцев». И скоро придет девочка и попросит нас о подснежниках. Но вокруг изредка мелькали только лыжницы, по габаритам совсем не похожие на девочку из сказки.
А потом когда совсем стемнело, кипятили чай, растопив снег. Ели сушки. И говорили, говорили, говорили. Я, конечно, больше молчала и впитывала всю информацию, изредка вставляя реплики. Когда говорят шесть мужчин, лучше послушать их, а не болтать самой. Иногда я веду себя очень умно!!!
Только сейчас понимаю, что всё это время – больше пяти часов — я простояла на ногах, изредка прыгая и передвигаясь по снежным сугробам. И пару раз присела погреть руки у костра. Но усталости в ногах не было. Удивительно, что через это же время, когда ведешь шесть уроков в школе, ноги просто отпадывают! Вот она, волшебная сила природы. А может, просто компания была хорошая, и время летело незаметно.
А еще можно удивиться тому, что разговоры не прекращались. И ведь люди были не все изначально знакомые! Но сколько интересного и познавательного узнала я за эти часы общения. Действительно, путешествия, большие и маленькие, развивают человека больше, чем что бы то ни было.
Но вот наступило время отъезда. Было жалко, что такой удивительный день закончился. Теперь я точно знаю, что проведенный таким способом в зимнем лесу день с хорошей компанией – это замечательный отдых! Но только в валенках!!!

——————————-
Школьный туризм

Туризм и краеведение в современном их понимании — это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, формирование ценных духовных качеств личности. Теория физического воспитания рассматривает туризм как одно из средств воспитывающего воздействия на подрастающее поколение наряду с физической культурой и спортом.
Обычно небольшая часть детей в школе, независимо от подхода к туризму администрации и учителей, проявляет особый, повышенный интерес к туризму, и этот интерес школа не может оставить без внимания.
Не надо бояться школьного туризма. Пешком, на лыжах, на байдарках или на велосипедах готовьтесь отправиться с классом в путь. Поживите с ребятами интересной, самобытной, автономной, наполненной романтикой странствий общей жизнью. Станьте вместе со своими учениками-воспитанниками хоть ненадолго дружной походной семьей. Туристский поход — радикальное средство очеловечить педагогику, совершить крутой поворот в традиционной работе с классом, перейти с наезженной колеи авторитарной педагогики к сотрудничеству.
Школьный туризм: его сущность и особенности.
Под школьным туризмом понимаются временные выезды школьников в группе, с родителями или ближайшими родственниками, индивидуально в группах взрослых туристов или их временное проживание в семьях иностранцев. Выезды организуются с места постоянного проживания в оздоровительных, познавательных, спортивных или иных целях.
Школьный туризм соответствует определению Манильской декларации по мировому туризму, принятой Всемирным совещанием руководителей сферы туризма: «Туризм — один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта».
Школьный туризм относится к социальному туризму.
Сами школьники, наделённые естественной жаждой знаний, повышенной, по отношению к взрослым, двигательной активностью, стремлением увеличить объём знаний и расширить свой кругозор не только через обучение за школьной партой, всегда проявляют интерес к самым разнообразным путешествиям. Зачастую их интересы совпадают с интересами родителей и тогда возникает семейный туризм — наилучший активный отдых.
Поскольку туризм предоставляет возможность организовывать досуг школьников совмещая отдых с оздоровлением и познанием, то общество должно быть заинтересовано в школьном туризме. Находясь вдали от дома и родительской опеки, школьник ощущает и понимает значение коллектива, учится принимать решения и нести за них ответственность, чувствует влияние положительных нравственных качеств окружающих людей, оценивает этих людей и сравнивает себя с ними. Это значит, что туризм является надёжной и эффективной формой воспитательного процесса.

Образовательная функция туризма школьников заключается в том, что во время путешествий закрепляются школьные знания по географии, истории, обществоведению, социологии, политологии, приобретаются новые знания. Школьник во время путешествий знакомится с культурой и обычаями разных народов, изучает родной край, пополняет знания в области краеведения.
Наиболее важной функцией туризма, по мнению многих учёных, является оздоровительная функция. Смена привычной обстановки, влияние естественно — средовых факторов на организм подростка, повышенная двигательная активность, развитие возможностей адаптации в сложных условиях смены климата, применение активных способов передвижения, самых разнообразных двигательных действий, соблюдение правил личной гигиены в условиях самоконтроля способствуют укреплению здоровья ребёнка, повышению функциональных возможностей его организма.

В целом, школьник решает во время туристских поездок задачи физического воспитания, соблюдая баланс повышения уровня развития двигательных качеств, умений, навыков, умственного, эстетического и нравственного развития.
В связи с этим, можно утверждать, что возможности влияния туризма на школьников весьма велики. В то же время современный школьник очень нуждается в таком влиянии. Официальная статистика отмечает, что ученики средних общеобразовательных школ, особенно ученики старших классов, подвержены многочисленным хроническим заболеваниям. В отдельных школах число нездоровых детей доходит до 90%. Объяснений этому факту можно привести множество: низкий уровень доходов населения, неустроенный семейный быт, родительский алкоголизм и наркомания, чрезмерное увлечение компьютерной работой, просмотром телепередач, малоподвижный образ жизни, перегруженность школьников занятиями, низкая культура проведения свободного времени, отсутствие регулярных занятий физической культурой и многое другое. В такой ситуации любые нравственно положительные средства хороши для оздоровления и развития детей.
В связи с этим, представляется несомненно актуальным заполнить досуг детей поездками и путешествиями под присмотром взрослых специалистов с соответствующей культурной и оздоровительной программой.
В современных условиях в нашей стране есть, к сожалению, весьма существенное препятствие для реализации масштабного школьного туризма. Это препятствие представляет собой низкий уровень жизни нашего населения и невозможность выделения средств для путешествий школьников. Однако это препятствие не является непреодолимым. Известны многочисленные примеры вложения в школьный туризм спонсорских средств и государственных дотаций, сбор средств нескольких родственных семей для обеспечения поездки одного школьника, и др. Кроме того, и сами родители стремятся показать мир своему ребёнку, и лучше — не один раз.
Все эти особенности возлагают дополнительные трудности на плечи организаторов школьного туризма — они должны весьма точно знать запросы этого сегмента рынка и предлагать только то, что особенно интересно школьникам и, как следствие, будет ими востребовано.
Поскольку школьник ещё не вышел из-под родительской опеки, мнение его родителей и ближайших родственников относительно его возможного путешествия становится решающим. Это значит, организаторы поездок должны изучить и эти интересы, которые, совокупно с детскими, должны дать представление об оптимальной организации туризма школьников.
В таких обстоятельствах особенно важно изучить особенности школьного туризма и дать конкретные рекомендации по организации детских путешествий.
Туризм или краеведение
Понятие «школьный туризм» идентично выражению «туристско-краеведческая деятельность в школе», получившему распространение с 80-х гг. прошлого века.
Туризм по своей природе всегда содержит элементы познания края. Невозможно путешествовать, ничего не узнавая. Но в спортивном туристском походе приоритетным является прохождение намеченного маршрута.
Простые поверхностные наблюдения всегда делаются в походах, но полное право на жизнь имеет в школе и серьезное глубокое краеведение. И нет необходимости такому научному краеведению навязывать спортивные нормы туризма — маршрут, километраж, преодоление естественных препятствий. Серьезную научную работу учащихся трудно соединить со спортивными целями.
Содержанием туристского краеведения являются изучение природы и истории края. Этим проблемам чаще всего посвящается общешкольная экспедиционная деятельность, а также работа класса, кружка.
Опыт краеведческой деятельности свидетельствует о следующем:
словесное, книжное краеведение педагогически неэффективно.
Готовое знание — тормоз мышления, поэтому необходимо идти путем деятельностного изучения окружающей действительности, ее предметов и явлений.
Педагоги часто задают вопрос: «Можно ли вести краеведческую и туристскую работу порознь»?
Ответ однозначен: для педагогики лучше, если это будет туристско-краеведческая работа. Научная, исследовательская деятельность учащихся и занятия физической культурой, спортом вообще вполне сочетаемы и хорошо дополняют друг друга при условии, если они разнесены по времени.
Большую роль в развитии ТКД имеет интерес учителя и его физические возможности. Как показывает практика, краеведческой деятельностью в школе чаще всего занимаются женщины, которые по тем или иным причинам (возраст, здоровье, семейное положение) не могут ходить в походы, но в краеведении видят эффективное средство педагогического воздействия на учеников. Поэтому краеведение может быть самостоятельным занятием, может существовать как отдельный вид внеклассной учебно-воспитательной работы.
Необходимо стремиться к использованию в школе всего многообразия форм ТКД, т.к. только при этом можно максимально полно удовлетворить и разнообразные интересы детей.
Туристские походы во всем их собственном разнообразии составляют главное содержание школьного туризма, т.к. только в этой форме наиболее полно реализуется то, что может извлечь педагогика из детского туризма.
Форма, цели и задачи туризма в школе
В школе должно быть два разных туризма:
— обязательный для всех классов («классный туризм») — минимальный по объему;
— для любителей путешествовать в виде занятий по интересам в кружках («кружковой туризм»).
Оба эти туризма в школе сильно различаются между собой по многим параметрам: объему перемещений, регулярности, сложности, формам мероприятий и по контингенту детей.
Педагогический потенциал школьного туризма, если иметь в виду весь комплекс его форм и видов, и, прежде всего, походы, очень велик. Но коэффициент полезного педагогического действия туризма зависит от подхода к нему организаторов, от их умения и опыта, персональной концепции и профессиональной подготовки.
Туристские походы по форме их организации, целям и задачам подразделяются на спортивные, тренировочные и на туристские экспедиции.
Спортивные походы имеют цель прохождения маршрута определённой категории сложности, выполнения установленных спортивных нормативов.
Туристские экспедиции организуются с целью освоения новых районов, испытание новых видов снаряжения, разработки новых технических приёмов. В экспедициях могут проводиться медика биологические, физиологические, геологические и другие исследования.
В школе наиболее приемлемыми являются учебно-тренировочные походы, которые могут иметь разные цели:
— оздоровительные
— учебные
— спортивные
— познавательные и другие цели.
Чётко сформулировать одну цель похода трудно, но непременно она должна быть сформулирована и доведена до сведения каждого участника похода.
Кроме прикладных целей туристского похода можно выделить и другие группы целей.
Содержательные цели туризма:
— физическая активность — туризм прекрасно подходит для привлечения детей и подростков к занятиям спортивного туризма, чтобы дать им возможность самим понять преимущества регулярных занятий.
— поддержка хорошего состояния здоровья — одна из основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься спортивным туризмом для сохранения здоровья. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни. Спортивный туризм создаёт для этого уникальные возможности.
— социальная активность — создание команды и социальная активность в ходе выполнение программы спортивного похода. Это программа, в которой каждый член команды имеет большую ценность. Пропаганда спортивного туризма как командного вида спорта стимулирует детей для совместной работы и для понимания важности сотрудничества. Спортивный туризм усиливает воспитательные возможности школы.
— характер приключения — ожидание результата туристского похода, повышая интерес к нему, стимулирует подростка к всемирной подготовки к походу. Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата, и делают его интересным.
Влияние туризма на организм школьника
Регулярные занятия туризмом оказывают положительное влияние на физическое развитие школьников, их физическую подготовленность, на функциональное состояние многих физических систем. Оказывают заметное влияние на улучшение физической подготовленности школьников. Естественное влияние двигательных качеств на физическое развитие является физиологический, обусловленный и наиболее важным фактором оптимального протекания физиологических функций организма.
Борилкевич В. Е. Физическая работоспособность в экстремальных условиях мышечной деятельности — Спб.: ЛГУ, 1992.
Изучением влияния туризма на детский организм занимались многие. Установлено улучшение функционального состояния, проявляющее в увеличении объема крови, увеличении мощности вдоха и выдоха, улучшение силовых показателей, выносливости школьников под влиянием даже одноразовых многодневных походов. Одноразовые многодневные пешие, велосипедные, лыжные походы помимо положительного влияния на организм показали, что различные виды туризма по — разному влияют на отдельные системы. Так, на увеличении силы мышц верхнего плечевого пояса эффективнее влияют лыжные походы, мышцы спины — пешие. Мощность выдоха эффективнее улучшается в пеших походах, подвижность нервных процессов — в лыжных. Многолетние (4 — 5 лет) регулярные занятия туризмом оказывают положительное влияние на физическое развитие школьников, их физическую подготовленность, на функциональное состояние многих физиологических систем. Так, если кистевая сила девочек, не занимающихся спортом, в том числе, туризмом, к 16 годам, увеличиваются по сравнению с их показателями 12 — летнего возраста на 46,7%, то у регулярно занимающихся спортом — на 101,7%. У мальчиков увеличение кистевой силы составляет соответственно 881,2%; 99,9% и 126,5%.
Куликов В.П., Киселев В.И. «Потребность в двигательной активности» Новосибирск «Наука» 1998.
Вот почему у занимающихся туризмом имело место, более выраженное улучшение многих физиологических показателей, и в первую очередь показателей кардиореспираторной системы. Так, у занимающихся туризмом имело более выраженное урежение пульса по сравнению со школьниками, которые не занимались ни туризмом, ни спортом, хотя и менее выраженное по сравнении со спортсменами. Глубина дыхания 16-летних девочек увеличилась по сравнению с их показателями в 12-летнем возрасте на 93,6%. У мальчиков глубина дыхания увеличилась соответственно на 57,4; и 98,0%.
Куликов В.П., Киселев В.И. «Потребность в двигательной активности» Новосибирск «Наука» 1998.
Все более повышается оздоровительная роль современного туризма как эффективного вида активного отдыха, восстановления организма занимающихся от отрицательного воздействия промышленного труда и производства, учебной и другой деятельности, и другой деятельности, и в профилактике влияния неблагоприятных факторов и условий современной жизни. В походах и путешествиях развиваются многие ценные физические качества человека — выносливость, сила, быстрота, ловкость, увеличивается работоспособность и др. Систематические занятия туризмом приводят к положительным сдвигам как субъективных, так и объективных показателей: сердечных сокращений (с 67 до 63 уд/мин), снижение уровня артериального давления (с 126±до 115±0,2мм рт.ст.), более быстрое восстановление частоты сердечных сокращений после окончания работы.

(http://svastour.ru/articles/puteshestviya/vidy-turov/shkolnyy-turizm.html)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *